Правила поиска инвестора для Стартапа
Первое, что необходимо знать, это основные понятия и принципы стартапа, что влечет за собой такого рода деятельность, как она развивается и на какой стадии находится.
Понимание и знание – это залог успеха, в любого вида начинаниях. Описание деятельности, виды и принцип работы, даст возможность правильно, быстро и надежно осуществить поиск инвестора для стартапа, что позволит перспективно развиваться и вести активный бизнес.
- Инвесторы, их классификации и разнообразие
- Как и с чего начать поиск инвестора?
- Самые популярные инвесторы
- Самые популярные ангелы для стартапов
Основные понятия и классификация
Стартап – это временная, либо находящаяся на начальной стадии развития структура, осуществляющая поиск бизнес-модели, которая в последствии станет прибыльной, рентабельной, производимый продукт которой, со временем, станет популярным, на него возрастет спрос, а значит и вся модель будет окупаемой и перспективной.
Основным принципом деятельности является абсолютно новая, не имеющая аналогов или не существовавшая ранее идея, которая принесет колоссальную прибыль. Именно поэтому многие вкладывают большое количество финансов на такие начинания. Но при этом поиск инвестора для стартапа иногда может быть значительно более сложным, чем для любого другого вида бизнеса. Это связано прежде всего с тем, что для стартапов весьма сложно бывает предсказать точно реакцию на них потенциальных потребителей.
Выделяют несколько видов деятельности стартапов:
- Вывод нового продукта, на уже существующий рынок.
- Вывод нового продукта на новый рынок.
- Попытка изменения уже существующего рынка с помощью более нового, дешевого, конкурентоспособного продукта.
- Ресегментирование, уже существующего рынка, с помощью ввода на него нового продукта.
Вся эта деятельность, безусловно, основана на принципе получения прибыли, а главной особенностью таких компаний, является их мобильность. В то время как крупные корпорации, давно преуспевшие на рынке, не стремятся к выпуску и разработке чего-либо нового, пожинают плоды своей деятельности, веяния технологического прогресса не оставляют равнодушными не покупателей, не инвесторов, выигрывая, при этом, и в затратах и в прибыли.
Мобильная бизнес-компания, часто взрывает сознание и расширяет грани понимания, с выходом такой продукции на рынок, первое чем она выделяется, это привлечение большого интереса, что означает увеличение спроса. Обычно уже первая презентация способна привлекать внимание любителей новомодных тенденций. Затем уже поклонниками компании становятся и другие люди, которые основывают свое мнение на отзывах других.
Инвесторы, их классификации и разнообразие
Сам стартап, как и любое предприятие, развивается постепенно, изначально, это бизнес-план, проект или идея, на этом этапе не нужно большое вложение средств и поиск инвесторов. Для воплощения идеи в жизнь, в зависимости от масштабов проекта, необходимы затраты, которые можно найти на уровне семейного бюджета, либо мелкого займа. Нередко, уже на этом этапе необходим поиск инвесторов, т.к. проекты могут быть полномасштабными, с полным циклом производства, либо необходимостью реализации.Чтобы найти инвестора для стартапа надо прежде всего понимать как привлечь его в стартап.
Зачастую, стартапы, это интернет-проекты, большое финансирование они требуют уже на стадии, так называемого раннего роста, когда продукт появляется на рынке, и необходимо его массовое производство и реализация, изучение этого рынка на нужды потребителей, на размеры спроса и востребованности. Именно с этого момента начинается поиск инвестора для стартапа, которым может быть как венчурный фонд, так и бизнес-ангел.
Венчурный фонд – это предприятие, основная цель которого, получение прибыли, вклад финансовых средств в рисковые проекты, которые по прогнозам и аналитическим данным, в скором времени, производящие востребованную продукцию, будут давать колоссальную прибыль, окупая полностью все затраты на развитие. Привлечение их в стартапы возможно, если действительно показать реальные перспективы и потенциальную высокую прибыль для инвесторов.
Такого рода предприятия, в большинстве случаев, распоряжаются не свои бюджетом, а средствами полученными от вкладов и доверительных лиц, к ним можно отнести пенсионные и страховые вклады, вклады частных лиц. Вот почему чаще всего это будет инвестор, находящийся в числе партнеров. Это связано прежде всего с его необходимостью в дальнейшем предоставить подробный отчет о вложении владельцам средств.
Венчурные фонды выступают инвесторами на различных этапах стартапа, их средства могут поступать как на начальном уровне бизнес плана или идеи, так и на этапе, когда продукция уже поступила на рынок, на начальной стадии ее реализации.
Бизнес-ангелами называют частных лиц, которые готовы вложить деньги в тот или иной проект, еще на стадии его разработки или идеи, зачастую такие инвесторы не стремятся получить обратно весь вложенный капитал, сразу, а рассчитывают на долгосрочные выплаты процентов от получаемой прибыли или дохода.
В отличие от венчурных фондов, такие вложения имеют больше свободы действий, это собственные средства инвестора, по которым не нужно давать отчет перед вкладчиками или спонсорами.
Как и с чего начать поиск инвестора для стартапа?
В большинстве случаев, стартапами становятся молодые люди, студенты, окончившие вузы и мечтающие реализовать свой проект. Все эти проекты ориентированы и распространяются в сети интернет, это основной плацдарм для поиска спонсоров и инвесторов. Поэтому обычно вопрос где найти инвестора не стоит — искать его также предпочитают в интернете на соответствующих сайтах.
Существует несколько правил и этапов поиска, не стоит забывать о безопасности, не нужно выкладывать всю суть проекта, а краткое его описание, не нужно, как говорится, «кидаться на первого встречного», после поступления предложений их необходимо тщательно проанализировать и обсудить условия сотрудничества, при этом, необходимо, по возможности, избегать участия посредников, общение должно быть полным и открытым.
Этапы поиска инвесторов в сети интернет:
- Размещение частного объявления, принятие участия в различных конкурсах.
- Мониторинг поступивших предложений.
- Обсуждение условий сотрудничества, общие договоренности.
- Заключение договора.
- Реализация планов.
Не стоит забывать и о предварительном изучении рынка и спроса потребителей, на тот или иной проект, многие инвесторы, не будут тратить время и терять доход от длительного срока изучения и разработки бизнес-плана. Необходим готовый проект со всеми этапами его воплощения и реализации. Нужно точно знать на какую прослойку населения или потребительскую аудиторию рассчитан продукт. Это будет способствовать более быстрому и надежному поиску и долгосрочному перспективному сотрудничеству.
Для стартапов проводится множество конкурсов, где каждый из участников может заявить о себе и рассказать, возможно, даже, наглядно показать преимущества и уникальность своего проекта. Многие инвесторы стремятся увидеть уже готовый прототип или шаблон идеи, для этого, уже необходимы, определенные вложения, именно для той аудитории, у которой нет такой возможности, и создаются подобные конкурсы. Их цель провести отбор проектов, выявить их особенности воплощения и спроса, дать возможность развития и воплощения.
Многие конкурсанты, особенно начиная с полуфиналистов, могут работать над своим проектом, при этом, параллельно обучаться и вести свои блоги, где можно обсуждать или делать обзор проделанной работы и давать отчет о ее продвижении. Впоследствии, победитель становиться обладателем фонда, о котором было заявлено изначально, как о бюджете конкурса.
Стоит отметить, что такого рода проекты очень удобны и выгодны для обеих сторон, стартап в открытую может заявить о себе и своем проекте, переговоры, обсуждение нюансов и сама сделка заключаются на месте. Конкурсанты, которые не прошли отбор, могут заинтересовать того или иного инвестора, которому понравился именно этот проект, в независимости от мнения жюри, в котором он видит перспективу, и связаться, уже непосредственно, с самим стартапом напрямую, выявив желание сотрудничать и финансировать идею.
Существует и государственное финансирование стартапов, в любой государственной программе заложен бюджет на финансирование инновационных проектов, так же, как и любые другие инвесторы, государство на конкурсной основе проводит отбор. В некоторых случаях, идея, понравившаяся особенно, может быть профинансирована государством, вне конкурсов и отборов. Для этого необходимо знать, на что в данный момент опирается государственная экономика, пути развития и потребность в каких разработках ему необходимы. Иногда нужно предоставить несколько разработок, иногда предоставлять что-то новое постоянно, ведь «открывается только та дверь, в которую стучат».
Самые популярные инвесторы
- Almaz Capital Partners – венчурный фонд, инвестирующий в инновационные технологии, делая ставку и интересуясь, в основном, медийными и телекоммуникационными отраслями.
- ABRT – венчурный фонд, поддерживающий софтверные компании.
- Addventure – один из крупнейших инвесторов, направляющих свое финансирование на молодые перспективные проекты, на стадии развития.
- Altair Capital – частный фонд, занимающийся вложениями в проекты на ранних стадиях развития.
- ALTWeb Capital – венчурный фонд, направляющий свои вложения на перспективные проекты, на любой стадии развития, в сфере потребительского интернета, програмного обеспечения, мобильных технологий, онлайн-игр и т.д.
Самые популярные ангелы для стартапов
- 908.vc – спонсоры, которые изначально начинали свою деятельность, как стартапы, несколько проектов воплощенных в жизнь успешно развиваются, работают и приносят доход, позволяя финансировать другие новые идеи.
- Farminers – инвесторы, работающие в сфере IT-технологий, целью которых является финансирование проектов и за полугодовалый срок получение готового, работающего протатипа.
- Skystairs – осуществляет финансирование, выбранного проекта от начала до конца.
- Yandex Фабрика – занимается проектами в интернет сети.
- Ассоциация частных инвесторов Украины (АЧИУ) – акцентирован на IT-технологиях.
Довольно длительный и сложный процесс должен пройти каждый в поиске инвестора для стартапа, многих, кому везет чуточку больше, инвесторы находят сами, но не стоит забывать, для того, чтобы вас нашли, первоначально, нужно заявить о себе. Принимать активное участие в проектах на конкурсной основе, давать объявления, заниматься инновационными разработками, пробовать находить начальный капитал в семейном бюджете и мелких займах. В любом случае, необходимо подойти по деловому к этому вопросу. Должна быть представлена не просто идея, а конкретный проект.
Привлекать в участие в проекте, друзей и родственников, ведь надежно подобранная команда, это залог успеха любого предприятия, а так же финансовая поддержка. Прежде чем находить стороннее лицо для осуществления вложений в бизнес важно подготовить всю необходимую документацию с подробным изложением сути проекта. Любому инвестору проще финансировать проект с уже готовым бизнес-планом, прототипом готовой продукции или шаблоном, для того, чтобы вас заметили необходимо приложить усилия, проявить стремление, быть уверенным в своем начинании и не опускать руки после неудач, они как и удачи, сопровождают любого предпринимателя на протяжении всей жизни.